Отзывы

Отзыв Инженерного Центра «Энергопрогресс»

Служба малой авиации (СМА) Инженерного Центра «Энергопрогресс» при ПЭО «Татэнерго» образована в 1993 году. Первоначально создана для осмотра воздушных линий электропередач (ВЛ), находящихся в ведении объединения (это 7 районных подразделений электрических сетей). Осмотр велся с борта дельталета визуально специалистами службы линий или сотрудниками службы малой авиации. Организаторами СМА являются Туйкин Р. Н. и Воронин В. Ю. Первоначально работы проводились с борта дельталета «Меридиан», изготовленного на КВПО.

В 1995 году служба малой авиации приобрела двухместный дельталет «Круиз».

Отличие от «Меридиана» состояло в расположении пилота и пассажира. Рядное расположение пилота и пассажира позволяет вести осмотр ВЛ в более комфортных условиях для специалистов службы линий, позволяет взять на борт дополнительное оборудование, т. к. службой СМА кроме визуального осмотра стали проводить дополнительные работы по осмотру ВЛ: видеосъемка и тепловизионный осмотр линий. Это позволило делать документальные фильмы и термограммы дефектного оборудования, что благоприятно сказалось на спросе данного вида работ.

Дельталет «Круиз» зарекомендовал себя с положительной стороны, его преимущество — мобильность, неприхотливость и небольшая эксплуатационная стоимость позволило сократить работу вертолета, а следовательно принесло ощутимую финансовую выгоду при контроле ВЛ дельталетами.

Уже более восьми лет данная служба существует в объединении, за это время не было зафиксировано крупных недостатков в конструкции дельталетов.

А. Гребнев, г. Казань, ИЦ «Энергопрогресс» 10.08.2000г.

Отзыв из Горячего Ключа

Я познакомился с дельталетом «Круиз» на Первенстве России среди пилотов СЛА. «Круиз» покорил меня с первого взгляда, другие в сравнении с ним меня уже не интересовали. Я разместил заказ на апрель-май 1998 года с мощной версией двигателя Rotax-582, редуктор i=4,00 с пяти-лопастным малошумным винтом и малой площадью крыла 14 кв. м.

В начале апреля фирма производитель доставила из Казани в г. Горячий Ключ готовый аппарат с последующим облетом и выдачей соответствующих документов.

Даже самая совершенная техника имеет свои недостатки. Были такие и на дельталете «Круиз». На все мои замечания в адрес производителя, фирма ответила совсем не адекватно по нашим Российским меркам. В короткий срок были разработаны новые конструктивные решения и изготовлены детали совершенно другого качества и прочности, которые были высланы мне почтой за счет фирмы с извинениями и подробным описаниями по их установке. Я без особого труда воспользовался новой технологией фирмы, избавившись от всех проблем по эксплуатации «Круиза».

Читайте также  Награды

С тех пор я налетал на своем «Круизе» свыше 400 часов летного времени совершив при этом более 2000 взлет-посадок с грунтовой ВПП в горах, так как живу я в горной местности. Были полеты в дождь, снег, в штормовой ветер и сильную турбулентность через горные перевалы, вдоль Черноморского побережья.

С уверенностью, могу сказать, дельталет «Круиз» прочный, комфортабельный и аэродинамичный аппарат, послушный в управлении в самых неблагоприятных атмосферных условиях.

Я совершаю свои полеты с марта до декабря каждого года в районах г. Горячий Ключ, Краснодарского края, кого заинтересовал дельталет «Круиз», приезжайте, полетаем, восторг полета не познаешь, пока сам не полетаешь!

Валерий Саламатов, г. Горячий Ключ, тел. (86159) 5-68-21, 5-92-57

Заметки постороннего по дельталету «Химик» (точнее дяди Васи)

Дельталет «Химик», на мой взгляд, уникальное создание творческих коллективов г. Казани и г. Саров. Имея сравнительно небольшой опыт (4 года) работы на «химии» на доморощенных аппаратах, аппарате г-на Федченко «ФО-2», и «Агропатрулях» самарцев, можно заметить кое-какую разницу в их эксплуатации. Во всех аппаратах, естественно, имеются свои плюсы и минусы. Поскольку летать на крыле Рогалло начал с 1979 года, наверное, вправе высказать свое мнение по тому или иному аппарату.

Не будем останавливаться на аппарате «ФО-2», это «динозавр» вчерашнего дня. Кто на нем летал, большие площади не «накрывал», а сильно уставал.

Поговорим о «Химике». Положительным я считаю удобный обтекатель (чего нет на «ФО-2» и «Агропатруле»). Удобный и обтекаемый «химбак», удачно расположенный бензобак, широкие и гладкие колеса, дисковый передний тормоз, титановые задние шасси, оригинальная установка штанг (как в транспортном, так и в рабочем состоянии), мощный двигатель «ROTAX-582» и 3-х лопастной винт — заметно отличают «Химик» от аппаратов названных выше коллективов. На данном аппарате можно добиться больших результатов. Если за 3 недели с. г. на полях Башкирии и Татарстана я «накрыл» 6574 га на аппарате «Химик», то за тот же период июня с. г. в Пермской области на аппарате «Агропатруль» я «накрыл» всего 4340 га (в общей сложности за сезон 11000 га).

Читайте также  ВНИИЭФ

Многое зависит от крыла. «Агропатрули» идут с крылом фирмы «Аэрос», крыло хорошее, но не скоростное. Больше 90-95 км/час не выдавишь. У «Химика» крыло — «Х-14» спокойно работает в диапазоне скоростей от 65 до 115-120 км/час, поэтому укорачивается время подлета до дальних полей, хотя проигрываем в расходе бензина и прилагаемом усилии на рулевую трапецию крыла.

Мощный мотор позволяет совершать маневры над маленькими полями, взлетать и совершать посадки на ограниченных ВПП.

Чтобы увеличить производительность «Химика», мне кажется (пусть простят меня конструктора), необходимо увеличить объем «химбака» до 130-150л что естественно, увеличит «накрываемую» площадь. Бензобак поставить литров на 20 (нечего туда-сюда катать лишний бензин, т. е. груз). Но необходимо поставить кроме мерки, еще датчик уровня топлива в бачке и контрольную лампочку на табло (как у «Агропатруля»). Вес небольшой — 150-200гр. Разместить куда-то левее панели, так как справа датчик «химбака».

Еще об обтекателе. Сидеть удобнее, теплее особенно в утренние часы. К тому же меньше «химии» получаешь, в случае попадания в свой шлейф. Но надо придумать какую-то защиту от переднего колеса, т. е. от выбрасываемой воды и грязи под обтекатель, где находится электропроводка с блоком питания и защиты, троса тормоза и газа (куда попадает вода и грязь, они быстро изнашиваются и рвутся, как и было у нас.)

Немного о химаппаратуре. Она работает нормально, хорошо «накрывает» с высоты 2-3м полосу 20-25 метров шириной, но были некоторые проблемы с регулировкой расхода. На тех пружинах, которые были установлены, мы не смогли добиться 10л слива на 1 га. Поэтому с техником Дмитриевым В. Н. мы вынуждены были укоротить пружины до минимума, чтобы только не было самопроизвольной утечки через клапан. Кроме того, необходимо эти пружины отрегулировать так, чтобы выливалось одинаковое количество из каждого ВРЖ, учитывая постоянное давление жидкости. И, наоборот, для слива жидкости 4-5 л на 1га необходимы пружины пожестче, чтобы плотнее закрывались клапана при отсечке. Равномерность слива регулировать тоже опытным путем, включая ограничительные винты (больше/меньше).

Ну и хватит, наверное. Думайте сами, решайте сами, как поется в песне.

Читайте также  КАИ

Хромцов В. август 2003г.